Научное общество учащихся «Научно — исследовательский институт»
С 2000 года в школе функционирует научное общество учащихся «Научно-исследовательский институт», в рамках деятельности которого ребята занимаются проектной и исследовательской деятельностью.
Деятельность НОУ направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, приобретение навыков решения познавательных, поисковых и проектных задач, развитие рефлексивного мышления, способности строить эффективные коммуникации для достижения результата.
Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность через участие в работе кафедр НОУ: «Историческое краеведение», «Физика и познание мира. Прикладная математика», «Истоки русской культуры», «Прикладное творчество и дизайн», «Естественные науки и современный мир», «Литературоведение и языкознание», «Культурология и социология».
Работа над проектами способствует самореализации учащихся, а также их рефлексии через проживание «ситуации успеха.
Итоговым мероприятием, завершающим работу над проектными и исследовательскими работами, является школьная научно-практическая конференция «Интеллектуальный Олимп». В рамках проведения конференции учащиеся защищают собственные проекты на секциях, лучшие рекомендуются к участию в конкурсах, конференциях, фестивалях муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней.
Лучшие проекты учащихся 1-4 классов представляются на ежегодной выставке проектов "Калейдоскоп идей».
Большое внимание при выборе тем исследования уделяется экологическому просвещению учащихся, здоровому образу жизни и профилактике вредных привычек.
В своих проектах и исследовательских работах ребята освещают интересные темы, проводят исследования о положительном влиянии спорта, спортивных игр, утренней зарядки, закаливания на здоровье человека, а также факторах, негативно влияющих на здоровье. Темы исследований: «Рациональное питание школьников», «Наркотики и их влияние на здоровье подростка», «Мой дневник здоровья», «Содержание нитратов в растениеводческой продукции, употребляемой жителями Липецкой области», «Исследование качества молочной продукции, употребляемой жителями города Липецка», «Газированные напитки: польза или вред?» и другие.
Учащиеся школы в течение нескольких лет результативно защищают свои исследовательские работы на конкурсах:
- Федеральное окружное соревнование молодых исследователей «Шаг в будущее. Центральная Россия» (3 призовых места – 2019);
- Областная научно – практическая конференция «Путь к успеху» (1 призовое место – 2020);
- Всероссийский детский конкурс научно – исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» (2 призовых места – 2020);
- Всероссийский конкурс научно – исследовательских работ им. Д.И. Менделеева (2 призовых места – 2018);
- Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо» (2 призовых места – 2018);
- Всероссийский конкурс исследовательских и творческих работ «Мы гордость Родины» (1 призовое место – 2020);
- Всероссийский конкурс обучающихся «Мой вклад в величие России» (2 призовых места – 2019).
Проекты в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»
Проект «Меню выходного дня»
Проект направлен на формирование у учащихся готовности соблюдать правила рационального питания, этикета; развитие представлений о питании как составной части культуры человека; фантазии, творческих способностей детей.
Проект «Меню выходного дня» -это результат серии занятий курса «Разговор о правильном питании» в 1 классе.
Пища — основа жизни человека. От того, как человек питается, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность. В детском возрасте отношение к правильному питанию особенно важно. От того, насколько правильно и качественно организовано питание ребенка, зависит его здоровье и качество учебной деятельности.
Во-первых, питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы.
Во-вторых, питание ребенка должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанные с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных калорий.
Современный ребенок школьного возраста должен питаться не менее 4-х раз в день. Так считают диетологи. Завтрак, обед и ужин, согласно правилам здорового питания, — горячие блюда. Обязательные составляющие рациона растущего организма — молоко и молочные продукты. Они являются отличным источником кальция и белков.
Проект «Моя спортивная прогулка»
Проект направлен на формирование здорового образа жизни, воспитание чувства ответственности за здоровье своего организма, развитие двигательной активности, ловкости, выносливости, умения ориентироваться в пространстве.
Проект «Моя спортивная прогулка» -это результат серии занятий курса «Разговор о правильном питании» в 1 классе.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания. Правильно организованная прогулка в полной мере удовлетворяет потребность детей в самостоятельных действиях при знакомстве с окружающим миром.
Проект «Режим дня»
Проект направлен на изучение режима дня школьников, знакомство с гигиеническими требованиями к правильной организации режима дня.
Проект «Режим дня» -это результат серии занятий курса «Разговор о правильном питании» в 1 классе.
Режим дня — это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности.
Рационально построенный режим способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье.
Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности ребенка, в соответствии с гигиеническими требованиями.
В режиме дня современных школьников, по данным многочисленных исследований, отмечается снижение продолжительности ночного сна до 5-7 часов, недостаточность пребывания на свежем воздухе (до 1 часа), низкая двигательная активность и значительное увеличение продолжительности времени работы с компьютером и просмотра телепередач (до 3-6 часов).
Школьные годы — важнейший период жизни человека. Это период интенсивного роста и совершенствования организма, развития высшей нервной деятельности, формирования основных черт характера.
Строгое соблюдение режима дня необходимо для здоровья и правильного развития школьника. Благодаря соблюдению режима, обеспечивается высокая работоспособность в течение дня.
Проект «Я в магазине выбираю правильные продукты»
Проект направлен на формирование и развитие знаний учащихся о полезных свойствах продуктов питания.
Учащиеся 1 классов в ходе работы над проектом рассматривают актуальные проблемы неправильного питания, выясняют, почему дети так любят «еду быстрого приготовления» и газировки, доказывают, что правильное питание — залог крепкого здоровья, разрабатывают практические рекомендации по здоровому питанию.
Экологические проекты
(в рамках городского конкурса проектов по экологическому просвещению)
Проект «Кто, если не мы?»
Номинация: «День экологических знаний».
Проект направлен на экологическое образование и просвещение населения.
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды становится актуальной проблема повышения экологической грамотности населения.
Экологическое образование сегодня — это часть общегосударственной экологической политики России, основной задачей которой является переход от пассивного, созерцательного экологического сознания к сознанию активному. Образование и воспитание обучающихся в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью.
В рамках реализации проекта учащимися 10 классов разработан ряд мероприятий, направленных на развитие экологической культуры учащихся, становление осознанно-правильного отношения к природе, Кроме того, созданы буклеты по экологическому просвещению населения 24 микрорайона.
Проект «Сдай пластик — накорми животных»
Номинация: «Марш парков».
Проект направлен на развитие экологического сознания учащихся и жителей г. Липецка; улучшение жизни бездомных животных, которые часто становятся жертвами отравлений; агитацию жителей города к сортировке мусора для дальнейшей переработки.
В рамках городского конкурса проектов по экологическому просвещению учащимися 8 классов был разработан проект «Сдай пластик — покорми животных». Для реализации проекта был предложен макет автомата для приема пластиковых бутылок, определены территории для его установки. В целях привлечения внимания жителей города к проблеме бездомных животных были разработаны макеты листовок.
Проект «Сигарета — смертельный враг»
Номинация: «День отказа от курения».
Проект направлен на привлечение внимания общественности к проблеме курения.
В рамках городского конкурса проектов по экологическому просвещению был разработан проект «Сигарета — смертельный враг». Для реализации проекта были разработаны макеты листовок и буклетов, содержащие подробную информацию о негативном влиянии табака на организм человека.